Открытый урок в 5 классе по технологии учителя В.И.Котова «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»

Раздел: Технология ручной обработки древесины и древесных материалов.
Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
Цель урока: Освоение технологических знаний о древесине как природном конструкционном материале; о видах пиломатериалов и древесных материалах.
Задачи:
1. Способствовать формированию представления о строении ствола дерева и породах древесины.
2. Способствовать запоминанию материала о видах и элементах пиломатериалов.
3. Способствовать осознанию основного технологического материала, о получение и использование древесных материалов.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:
1. кабинет технологии;
2. инструменты: комплект столярного инструмента;
3. материалы: образцы различных пиломатериалов и древесных материалов.

Дидактическое обеспечение:
1. Учебник: Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Плакаты: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».
3. Образцы объектов труда: табурет; скворечник.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Вид урока: урок с элементами беседы.
Межпредметные связи: Природоведение, 3 кл. Растения леса. Биология, 4 кл. Строение стебля. Хвойные и лиственные растения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальное обучение.

Ход урока
1. Организационная часть.
Приветствие; проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу; доведение до учащихся плана урока.
(Запись в тетрадях темы урока).
2. Актуализация прежних знаний.
Обобщающая беседа.
ТП, которые вы будете выполнять в 5 классе, потребуют от вас новых знаний о свойствах различных материалов. Самым доступным конструкционным материалом является древесина.
Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень.
Приходим к выводу, что древесина — легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.
Одновременно выявляем и его отрицательные качества: легкаязагораемость, коробление при высушивании, загниваемость.
Проблемные вопросы:
1. Где в строительстве домов используют материалы из древесины?
2. Почему древесина некоторых пород не одинаково окрашена?
3. Какими достоинствами и недостатками обладает древесина как конструкционный материал?
Подведение итогов.
Приходим к выводу, что древесина — легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.
Одновременно выявляем и его отрицательные качества: легкаязагораемость, коробление при высушивании, загниваемость.

3. Изложения нового знания.
Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою — хвойными.К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным — сосна, ель, кедр, пихта и др.
Из чего же состоит дерево?
Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части.
Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую — вершинную. Поверхность ствола покрыта корой (7). Кора — «одежда» для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) — проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).

Что по ним можно узнать?
Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева — сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Камбий (5) — тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. «Камбий» — от латинского «обмен» (питательными веществами).
Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола. Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов.
При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы (рис 6): брусья (а, б), бруски (в), доски (г, д), пластины (е), четвертины (ж) и горбыли (з)

Рис.6
Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро. (Указать на плакате.)
В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру.
Как ее получают?
Путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины — шпона. Шпон в переводе с немецкого — «щепка». Шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м (рис. 7). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру.

Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.
Где ее применяют?
В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.
Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?
Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.
Что из них изготавливают?
Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях
А что такое ДВП?
Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.
В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?
Они боятся сырости.

4. Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов»
Вводный инструктаж учителя:
— сообщение учащимся названия практической работы;
— разъяснение учащимся задач практической работы;
— ознакомление учащихся с объектом труда — образцом;
— предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы;
— инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельная работа учащихся по УТД.
1.Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек — невозможно, даже приложив большое усилие.
2. Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП.
Проверяют на прочность образцы из цельной древесины и фанеры одинаковых размеров.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
Формирование новых умений:
— проверка организованности начала работы учащихся;
— проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
— соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
Усвоение новых знаний:
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
Целевые обходы:
— инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
— концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
— контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
— рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя:
— анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
— разбор типичных ошибок учащихся;
— вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
Повторное объяснение способов устранения ошибок.

5. Уборка рабочих мест.
Учащиеся убирают рабочие места, приводят себя в порядок.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.
(Беседа)
Сегодня на уроке вы узнали о строении ствола дерева и породах древесины; познакомились с видами и элементами пиломатериалов, узнали технологиюполучения и области использованя древесных материалов.

Для закрепления нового материала ответьте на вопросы:
1. Какие породы древесины растут в районе нашего проживания?
2. Перечислите достоинства и недостатки древесины?
3. Что такое текстура древесины?
4. Какие виды древесных материалов вы знаете?
5. Что прочнее: фанера или доска такой же толщины?
Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Домашнее задание. Параграф №3. Стр. 10 – 15.

2 комментария

Комментировать

Версия для слабовидящих
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ