«Германия и Альпийские страны» урок в 7классе. Учитель географии Шавлакова С.А.

Цель урока:
Выявить совместно с учащимися ФГП Германии и Альпийских стран, сформировать представление об особенностях природы, населения и хозяйства стран.
Задачи урока:
• Продолжить формирование у учащихся умения давать комплексную характеристику страны.
• Находить причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населения.
• Развивать навыки работы с географическими картами.
Тип урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-лекция
Оборудование: физическая и политическая карты Европы, атласы, рабочие тетради, диск «География. Наш дом – Земля»
Ход урока:
I Организационный этап – 5 минут
II Проверка домашнего задания – 15 минут
1. Прослушивание сообщений о Франции и странах Бенилюкса
2. Просмотр презентаций о достопримечательностях стран, выполненные учащимися
3. Тестирование
Определите страну по их особенностям
1. Двунациональная и двуязычная страна.
2. Столица – Амстердам.
3. В стране выпускают автомобили «РЕНО», «ПЕЖО»,»СИТРОЕН».
4. В стране имеются участки земли, называемые польдерами.
5. Большая часть страны расположена на полуострове Ютландия.
6. В этой стране мужчины одеваются в килты.
7. Островное государство со столицей Дублин.
8. Страна – «мастерская нации».
9. Микрогосударство с одноименной столицей.
10. Этой стране принадлежит архипелаг Шпицберген.
Название страны ответы
Англия 8
Франция 3
Нидерланды 2,4
Бельгия 1,4
Люксембург 9
Шотландия 6
Ирландия 7
Дания 5
Норвегия 10
4. Работа по рабочей тетради: страница 48 рубрика «Проверь себя»
(река Маас, польдеры, фламандцы и валлоны, Брюссель)
III Сообщение темы, постановка цели и задач урока
Учитель:
Сегодня мы продолжим знакомство со странами Европы. А о какой стране пойдет сегодня речь, попробуйте угадать по её особенностям (слайды 1-5):
Страна находится в центре Европы. Эта страна великих композиторов Бетховена и Вагнера. После Великой отечественной войны она была разделена на 2 государства, а в1990 году у всеобщей радости народа, населяющего страну, произошло её объединение. Страна славится своим пивом, винами, колбасами. В её столице стоит здание Рейхстага.
Ученики:
Дают ответы (Германия) (слайды 6-7)
Учитель:
• Ребята, а что вы знаете о Германии?
• А что бы вы хотели узнать об этой стране?
• Для чего нам нужны сведения о ней?
• А где бы вы могли получить знания об этой стране?
• А какие страны граничат с Германией на юге страны в горах Альпах?
Вот мы с вами и определили цель нашего урока:
Выявить ФГП Германии и Альпийских стран, познакомиться с особенностями их природы, населения и хозяйства.
IV. Изучение нового материала
1. Определить физико-географическое положение Германии:(слайд 8)
• На каком материке находится, в какой его части лежит?
• Какие моря и океаны омывают страну?
• Географические координаты столицы Германии-Берлина (520 с.ш. и 130 в.д.)
• С какими странами граничит Германия? ( с Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Люксембургом, Францией, Бельгией, Нидерландами, Данией).
2. Работа с картой по учебнику с. 116
1. Северо – Германская низменность, горы Альпы, Баварское плоскогорье на юго-востоке.
2. Новая и новейшая складчатость. А в какой стране находится самая высокая вершина гор и как она называется? (г. Монблан-Франция)
3. Река Эльба (начало берет в Чехии на высоте 500м, впадает в Северное море);
река Рейн соединяется с Эльбой Среднегерманским каналом, впадает в Северное море, река равнинная);
река Дунай протекает в южной части Германии, берет начало на высоте 1000м. впадает в Черное море;
река Одер протекает по границе с Польшей ( в Польше она называется Одра)
4. Определите по климатической карте, какой климат наблюдается в Германии?( УКК, средняя t января 00, t июля+190 осадки- от 750 на севере до 1000-2000мм на юге) Какое влияние на климат оказывает Атлантический океан?(Слайд 9)
4.Прослушивание диска «География. Земля — наш дом» (слайды 12-13)
5. По комплексной карте определите хозяйственную деятельность населения
Германии (Слайды 14-15)
Лекция учителя «Особенности населения и хозяйства Германии»
Низкогорья Средней Германии покрыты буковыми лесами; на песчаниках более распространена сосна. В высотных зонах Альп растут травы, лишайники и мхи. Характерные представители германской фауны – белка, кабан и лисица; встречаются благородный олень, косуля и лань. На альпийских лугах обитает сурок. Загрязнение рек угрожает существованию выдры. Влажные районы по берегам Балтийского и Северного морей являются основными местами обитания перелетных птиц Европы- особенно уток, гусей и болотных птиц.
Государственное устройство – федерация, объединяющая 16 земель. (слайд 16)
Глава государства – президент, глава правительства- федеральный канцлер. Резиденция президента находится в столице, все правительственные учреждения располагаются в Бонне.
Численность населения Германии составляет 82,4 млн человека. Национальный состав однороден: почти 92%- немцы; из национальных меньшинств в стране проживают датчане, фризы, цыгане, голландцы. Среди верующих преобладают протестанты- лютеране и католики.
Германия – ведущая индустриальная держава Европы. Ее города Берлин, Гамбург, Мюнхен, Рур и др. являются международными торговыми и банковскими центрами. Страна считается крупнейшим производителем автомобилей в Европе и мировым лидером по выпуску химических веществ, используемых при изготовлении медикаментов, искусственных материалов, красок. Кроме того, в Германии широко представлено производство электротоваров, компьютеров, станков и оборудования, текстиля и точных приборов. Важнейший индустриальный центр страны – долина реки Рур.
Основные статьи экспорта Германии – пиво, вино и колбасы. На Западе страны аграрная отрасль представлена в основном мелкими фермерскими хозяйствами.
В блокнот туриста
Время отстает от московского на 2часа.
Одна из немногих уцелевших достопримечательностей послевоенной эпохи – памятник советскому воину-освободителю в берлинском Трептов-парке.
Любители достопримечательностей по достоинству оценят памятники старины и музеи Бремена, Нюрнберга, Дрездена, Бонна.
Традиционные немецкие блюда – картофельные клецки, соленые свиные ножки с квашенной капустой. В «обязательный набор» входят жаренная во фритюре грудинка на ребрышках «рип-пхен», разнообразнейшие сосиски, биточки «клопе» с картофельным салатом. Самый популярный напиток в Германии – пиво. В Мюнхене регулярно проводятся фестивали.
Германия – страна ярмарок, их здесь насчитывается более 160.

6. «Особенности природы, населения и хозяйства Альпийских стран»
(слайды 17-18)
Прочитать текст учебника и провести сравнительную характеристику стран Австрии и Швейцарии, т.е. определить сходства и различия этих стран.

Название стран Различия Сходства
Австрия

Швейцария

V. Закрепление нового материала- 5 минут

1. На контурной карте надпишите название стран и их столицы.
2. Характеристика Рейна по плану приложения с.336

VI. Домашнее задание
Параграф 23. Написать письмо о себе и своей стране ровеснику в Россию.
Страну вы выбираете для себя сами из уже изученных вами, но названия страны в письме не должно звучать, его угадают ваши одноклассники, когда прочтете письмо а классе.

Используемая литература:

• Учебник географии «Страноведение» под редакцией О.А. Климановой
• Современный справочник «Страны мира» под редакцией Шабанова А.Н.
• Диск «География. Наш дом – Земля» 7 класс

Комментировать

Версия для слабовидящих
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ