Урок истории «Культура Древней Руси» ( 6 класс)

Урок истории в 6 классе

«Культура Древней Руси»

Учителя истории и обществознания

МОУ СОШ с.Букатовка Воскресенского района Саратовской области

Топилиной Ирины Сергеевны

 Тема: «Культура Древней Руси»

Урок знакомства с новым материалом с элементами игры (кроссворд).

Цели:

1)    Обучающая. Познакомить детей с культурой Древней Руси. Расширить кругозор. Расширить словарный запас через знакомство с новыми терминами.

2)    Развивающая. Привить интерес к самостоятельному поиску информации через разгадывание кроссворда. Развитие навыков работы с учебником и вычленению из текста необходимой информации.

3)    Воспитательная. Привить любовь к традиционной культуре русского народа. Вызвать патриотические чувства через раскрытие самобытности русской культуры.

Основные понятия: Миниатюра, зодчество, мозаика, фреска, летопись, житие, былина.

Оборудование: Учебник «История России с древнейших времен до конца  XVI в.» авт. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Иллюстрации «Десятинная церковь Успения Богородицы», Деревянная церковь на о.Кижи. Изображения былинных героев. Фотографии предметов ювелирного искусства с характерных для Древней Руси.

Ход урока:       I.            Изучение нового материала строится по следующему плану:

    1. Особенности культуры древней Руси.
    2. Устное народное творчество.
    3. Письменность и грамотность.
    4. Литература.
    5. Зодчество и изобразительное искусство.
    6. Художественное ремесло.
    7.      II.            Закрепление нового материала. Самостоятельное разгадывание кроссворда при помощи учебника.

I.1.Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и пр. Также обогащали культуру древней Руси традиции соседних народов: угрофинов, хазар, балтов, западных славян.

   Особенно велико было влияние Византии, только усилившееся с распространением христианства. Из Византии приглашались мастера-строители, иконописцы, привозились богословские книги.

2.  Одним из ярких проявлений народного творчества являлось устное народное творчество, представленное песнями, сказками и былинами. Любимыми былинными героями были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Основными темами русских сказаний были защита русской земли от врагов, борьба добра и зла, подвиги во славу родной земли.

3.Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия христианства. Славянская азбука, созданная византийскими монахами Кириллом и Мефодием, проникла на Русь в IX-X вв. Многое для развития письменности и грамотности дало христианство: на Русь приезжали «грамотеи» и «толмачи» из Византии и Болгарии; при монастырях открывались школы.

Первые русские книги были рукописные и очень дорогие. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи – пергамена. Каждая буква была выписана по строгим правилам – уставу. Книгу украшали иллюстрации – миниатюры. При широком распространении грамотности, письменность использовали и в быту: писали письма, вели деловую документацию. Вместо бумаги использовали бересту.

4.В XI в. Зарождается древнерусская литература. Первыми литературными произведениями были летописи.

Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Он же был одним из первых создателей житийного жанра, описывающего жизнь людей, причисленных к лику святых. Другой крупный литератор Древней Руси, живший еще раньше Нестора, Илларион, автор «Слова о законе и благодати» (относится к середине XI в.)

5. Архитектура Древней Руси называлась зодчество. Для русского деревянного зодчества были характерны многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек, украшенных резными элементами.

Каменная архитектура начала распространяться с конца X в. Первые каменные строения принадлежат авторству византийских мастеров. Одним из крупнейших памятников является Десятинная церковь Успения Богородицы(989 г.) в Киеве. Внутренним украшением каменных храмов служили фрески и мозаика.

  1. Русь славилась своими искусными ремесленниками. Мастера оружейники изготавливали копья, мечи, кольчуги. Высоким уровнем отличалось искусство ювелиров. Они использовали для изготовления колец, серег, браслетов техники зернения, скань, эмаль, многие из которых теперь утеряны.

Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким уровнем культуры. Творчески перерабатывая свой и чужеземный опыт, русский народ формировал свою самобытную культуру.

 

Задания кроссворда.

Горизонталь:
1.Художественное произведение, малых размеров
5.Орнамент или рисунок нанесенный золотой или серебряной проволокой
6.Состав наносимий между перегородками орнамента, в ювелирном изделии.
7.Общее название первых литературных произведений.
11.Поэтическое сказание о прошлом.
13.литературное описание жизни святых.
14.Мастер по тонкой обработке драгоценных металлов.
Вертикаль:
2.Один из создателей славянской азбуки.
3.Картина, написанная водными красками по сырой штукатурке.
4.Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
8.Заменитель бумаги.
9.Правила написания букв.
10.Искусство постройки деревянных зданий.
12.Один из создателей славянской азбуки.
15.Напаянный на ювелирное изделие узор.

 

4.
2. 3.
1.
6. 12. 5.

13

8. 10. 9.
7.

15

14

11.

Комментировать

Версия для слабовидящих
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ