Функциональная грамотность
- это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
- это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
- это основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
-
Документы
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
- ПРИКАЗ о создании рабочих групп по разработке программ внеурочной деятельности..
-
Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
-
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- 1. Читательская грамотность
- 2. Математическая грамотность
- 3. Финансовая грамотность
- 4. Естественнонаучная грамотность
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
- 1. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности.
- 2. Методические рекомендации для учителей и родителей
- 3. Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
- 4. Рекомендации по формированию читательской грамотности
- 5. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
- 6. Функциональная грамотность для педагога.
Полезные ресурсы
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗАПримеры открытых заданий по читательской грамотности
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)